Нужен или нет бизнес-план читайте в статье «Что такое бизнес-план» Для составления бизнес-плана не существует единого стандарта, Вы можете его делать в произвольной форме. Если план предназначается для инвесторов, лучше уточнить о его структуре. Скорее всего инвестор (например, банк) даст свой шаблон бизнес-плана, и не будет его рассматривать в другой форме. По готовому шаблону составлять бизнес-план намного проще, нужно только заполнить необходимую информацию.
Распространенным российским шаблоном является образец бизнес-плана утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470, приложение №1 к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации.
Недостаток этого шаблона – он больше подходит для крупных фирм, занимающихся производством, строительством. Для малого бизнеса лучше использовать более удобные шаблоны, которые легко найти и скачать в интернете. Но помните: любой шаблон можно и нужно менять в зависимости от своих потребностей.
Структура бизнес-плана, используемая в данной статье:
1. Резюме (вводная часть)
2. Сведения о компании
3. Бизнес-идея проекта
4. Анализ рынка
5. Производственный план — его разрабатывают организации, занимающиеся производством. Для розничного магазина одежды он не нужен.
6. План сбыта
7. Финансовый план
8. Анализ чувствительности
9. Приложения
Содержание
Начинаем составлять бизнес-план на примере магазина одежды
Рассмотрим как составить бизнес-план на следующем примере: два физических лица хотят открыть сеть магазинов одежды, для начала они откроют магазин одежды по продаже платьев. Бизнес-план партнеры составляют в первую очередь для себя, чтобы определиться с ключевыми показателями будущего бизнеса. В дальнейшем возможно он пригодится для потенциальных инвесторов.
1. Резюме (вводная часть)
К этой части лучше приступать в последнюю очередь, потому что в ней нужно кратко изложить всю суть бизнес-плана. Введение состоит обычно из двух страниц, это самая основная часть. От правильно составленного резюме зависит часто решение инвесторов. Вернемся к нему позже, после написания всего бизнес-плана.
2. Сведения о компании
Сведения о компании заполнить не составит труда, тут нужно написать основные сведения об организации и о новом проекте, учредителях и руководителе. Те пункты, которые не заполняются, нужно убрать. Здесь они приведены для наглядности. Если фирма еще не открыта, нужно писать предполагаемые данные. Если Вы еще не определились с названием фирмы, то читайте статью «Как назвать свою фирму при открытии?».
Бизнес — план по открытию магазина «Селена»
Наименование проекта |
Магазин «Селена» |
Название и адрес организации | ООО «Диана», Московская область, г. N, ул. Мира, д.36 |
Организационно-правовая форма | общество с ограниченной ответственностью |
Форма собственности | частная |
Дата регистрации | организация еще не зарегистрирована |
Номер свидетельства о регистрации | — |
Уставный капитал организации | 100 000 рублей |
Учредители, их доли в уставном капитале (УК) | Ромашкина Елена Валерьевна — 50% в УК Баринова Ирина Андреевна – 50% в УК |
Должность руководителя организации | Генеральный директор |
Фамилия, имя, отчество руководителя организации | Ромашкина Елена Валерьевна |
Возраст руководителя организации | 35 лет |
Образование руководителя организации | Высшее, экономическое |
Стаж работы руководителем предприятия | нет |
Форма участия государства в финансовом обеспечении проекта | нет |
Финансирование проекта (в процентах): • собственные средства |
100 |
• заемные средства (отдельно — отечественные и иностранные) |
— |
•средства государственной поддержки |
— |
Коммерческая тайна |
да |
3. Бизнес-идея проекта
В этом разделе нужно кратко описать бизнес-идею проекта, ответив на несколько вопросов.
1 |
Основная цель бизнес-идеи? |
Открытие магазина «Селена» по продаже женских платьев праздничных и повседневных платьев. Магазин планируется открывать в городе N. с численностью в 200 тыс. чел. в ближнем Подмосковье. Планируется арендовать торговую площадь в одном из торговых центров города. | |
2 |
Задачи для решения бизнес-идеи |
|
|
3 |
Какие проблемы препятствуют успешному решению перечисленных задач? |
|
|
4 |
Что нужно предпринять для преодоления этих проблем и достижения цели проекта? |
|
SWOT-анализ
Проведем SWOT-анализ бизнес-идеи. SWOT-анализ – это аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths — силы; Weaknesses — слабости; Opportunities — возможности; Threats – угрозы. SWOT-анализ поможет выявить слабые и сильные стороны нового проекта, определить возможности и угрозы.
|
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ |
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ |
+
|
СИЛЫ
|
ВОЗМОЖНОСТИ
|
_
|
СЛАБОСТИ
|
УГРОЗЫ
|
Теперь можно переходить к самой трудной части — к анализу рынка. О том, как составить этот раздел читайте в следующей статье «Создание бизнес плана. Часть 3. Анализ рынка -сегментирование.