Бизнес-план        0

Создание бизнес-плана. Часть 4. Анализ конкурентов

Analiz-konkurentov

В предыдущей статье мы начали делать анализ рынка — сегментирование и анализ спроса, в этой статье продолжим анализ рынка и сделаем анализ конкурентов. Для того, чтобы провести анализ конкурентов нужно сначала решить для себя, а действительно ли он нужен. Если Вы открываете единственный продуктовый магазин в деревне, то ни о каких конкурентах думать не приходится. Или Вы открываете кафе (гостиницу, заправку, автосервис и т.д.) на трассе, где в радиусе 50 километров нет ни души – заниматься конкурентами Вам не придется.

Если Вы считаете, что с конкурентами у Вас все в порядке и они есть, то необходимо в первую очередь их правильно выявить. Вернемся к нашему примеру – открытию магазина “Селена”, чтобы правильно найти для него конкурентов, нужно определить территорию.

Классифицируем конкурентов

Планируется, что магазин будет открываться в крупном торгово-развлекательном центре «Ария» города N Московской области (предварительный договор аренды не заключен) . Прогуляемся по торговому центру и занесем в список всех наших конкурентов. Так как магазин будет продавать женские платья (праздничные и повседневные), то из числа конкурентов мы сразу вычеркиваем магазины детской и мужской одежды. К конкурентам мы относим все магазины с женской одеждой.

Является ли для нас магазин с джинсами конкурентом? Да, ведь наша потенциальная клиентка может купить джинсы вместо платья. А свадебный салон? Да, если в нем продаются платья для подружек невесты. Универсальный магазин с одеждой, где есть и платья и брюки и джинсы, а также шубы мы тоже обязательно заносим в список.

Теперь прогуляемся по улице и занесем в список по вышеуказанным критериям все подходящие близлежащие магазины — магазин с женской классикой (брюки, костюмы). Дальше мы в Интернете найдем каталоги магазинов в городе N, так как город немаленький и магазинов с женской одеждой много, мы выделим только  магазины с платьями и отметим их в списке.

Будем ли мы рассматривать магазины во всей области, в данном случае Московской? Нет, смысла в этом нет. Но за городом N на автомагистрали расположен огромный торговый комплекс в котором расположен магазин платьев, то есть прямой конкурент, его мы тоже занесем в список.

  1.  Джинсовый магазин
  2. Свадебный салон
  3. Универсальный магазин одежды
  4. Магазин женской одежды “Классика”
  5. Магазин «Платья»

Итак мы составили список ключевых конкурентов. Ключевые – это те фирмы, которые сильно могут влиять на наши продажи. Теперь отметим из них прямых конкурентов  – это те, которые продают аналогичный товар и имеют ту же целевую аудиторию, что и у нас, в нашем примере это магазины платьев для обеспеченных женщин 25 — 40 лет. Остальные относятся к косвенным – они работают с нашей целевой аудиторией, но с другим товаром – например, джинсы, спортивная или классическая одежда.

SWOT анализ конкурентов

Определившись с конкурентами, переходим к самому анализу. Сначала выявляем их сильные и слабые стороны.

К сильным сторонам магазинов-конкурентов отнесем следующие факторы:

  1. Раскрученный брэнд (узнаваемость покупателей)
  2. Доля рынка (размер бизнеса)
  3. Реклама (любая: СМИ, место продажи
  4. Большие финансовые возможности (крупная торговая сеть)
  5. Квалифицированный персонал
  6. Положительная репутация
  7. Грамотный менеджмент
  8. Огромный ассортимент
  9. Гибкая ценовая политика (низкие цены, скидки)
  10. Программы лояльности покупателей (дисконтные карты, бонусы, баллы).

Чтобы выявить сильные и слабые стороны нужна информация. Часть информации можно найти в интернете – поискать отзывы покупателей, возможно, что-то есть или было в новостях. И конечно, на официальных сайтах можно найти много интересного, например, цены на товары. Если удастся определить поставщика конкурента, можно будет связаться с ним и попросить прайс на их продукцию вместе со всевозможными скидками и  так приблизительно узнать торговую наценку.

Итак, проведем краткий SWOT анализ конкурентов, в качестве примера возьмем только двоих противников, а не всех.

SWOT

Магазин «Селена»

Магазин «Платья» (прямой конкурент)

Магазин «Джинсы»

(косвенный конкурент)

Сильные стороны
  • Программы лояльности для постоянных покупателей
  • Привлекательный дизайн магазина
  • Огромный ассортимент
  • Демократичные цены

 

  • Раскрученный бренд
  • Квалифицированный персонал

 

Слабые стороны
  • Небольшой ассортимент
  • Низкоквалифицированный персонал
  • Не раскрученная торговая марка магазина
  • Затоваривание, огромное количество не востребованных и устаревших моделей
  • Высокие цены
  • Тесное торговое помещение
Возможности
  • Реклама
  • Программы лояльности для покупателей
  • Открытие новых торговых точек
  • Оптимизация расходов
Угрозы
  • Повышение арендных платежей
  • Повышение цен на товар поставщиками
  • Закрытие торгового центра, где расположен магазин
  • Повышение арендных платежей
  • Снижение дохода у целевой аудитории

 

Нужно всегда знать своих основных конкурентов. Следить за их деятельностью, анализировать, сравнивать со своим проектом, пытаться перенять лучшие стороны и избегать слабых сторон.

 В следующей статье читайте о том, как составить прогноз продаж и программу маркетинга.

Бизнес и учет

  Метки:

МРОТ -11 163 руб. (с 01.05.2018)

План счетов

Малое предприятие - это
Войти
Основные федеральные законы