Выбытие материалов из организации: способы списания, проводки

Материалы могут выбыть из организации по нескольким причинам: переданы в производство, проданы, переданы безвозмездно, использованы для собственных нужд или для продажи готовой продажи. Как отразить в бухгалтерском учете выбытие материалов, какие способы списания стоимости использовать.

Выбытие материалов

Отражение в бухгалтерском учете

Материалы могут списывать на нужды основного, вспомогательного и обслуживающего производства:

Дебет 20,23,29 Кредит 10.

Материалы, использованные для собственных нужд организации (например, на ремонт оборудования или офиса):

Дебет 25,26 Кредит 10.

Материалы могут использоваться для продажи готовой продукции и товаров:

Дебет 44 Кредит 10.

Материалы могут быть проданы, подробнее об этом в статье «Продажа материалов«.

Материалы могут быть безвозмездно переданы:

Дебет 91.2 Кредит 10 — списаны материалы, переданные безвозмездно.

Дебет 91.2 Кредит 68 — начислен НДС по материалам, переданным безвозмездно.

Списание материалов

Материалы списываются следующими способами:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • ФИФО (первые пришли — первые ушли).

Применяемый способ должен быть указан в учетной политике.

ЛИФО, антипод ФИФО (последние пришли, первые ушли) — исключен в бухучете с 2008 года, в налоговом учете с 2015 года.

По себестоимости каждой единицы

Этот способ применяют, когда одна единица не может свободно заменить другую, когда списывают уникальные, дорогостоящие материалы (например, драгоценные камни, драгоценные металлы, радиоактивные вещества). Редко используется, в исключительных случаях.

Тут возможны два варианта использования данного способа:

  • В себестоимость включаются все расходы, в том числе транспортно-заготовительные (ТЗР);
  • ТЗР и другие сопутствующие расходы в себестоимость не включаются, списываются пропорционально стоимости.

По средней себестоимости

Самый распространенный способ.

Сначала нужно определить среднюю себестоимость единицы материалов по формуле:

Средняя себестоимость = (Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода + Стоимость материалов, поступивших в отчетном периоде)/ (Количество материалов на начало отчетного периода + Количество материалов, поступивших в отчетном периоде).

Стоимость списанных материалов = Средняя себестоимость * Количество списанных материалов.

Расчет по средней себестоимости можно делать одним из способов:

  • методом взвешенной оценки;
  • методом скользящей оценки.

При методе взвешенной оценки стоимость списываемых материалов списывается один раз в конце месяца.

При методе скользящей оценки стоимость материалов определяется перед каждым списанием.

ФИФО ( FIFO)

Способ заключается в том, что первые поступившие материалы списываются в производство первыми, дословно расшифровывается FIFO (first in, first out) — первые пришли, первые ушли.

Если материалы были приобретены партиями, сначала списывается первая партия, потом вторая и так далее, с учетом остатков на начало месяца.  ФИФО рассчитывается тремя вариантами:

  • взвешенной оценкой (в конце месяца);
  • упрощенной взвешенной оценкой;

 

  • скользящей оценкой (перед каждым списанием).

 Бизнес-учет

  Метки:

МРОТ -11 163 руб. (с 01.05.2018)

План счетов

Малое предприятие - это
Войти
Основные федеральные законы