Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на следующие группы:
- Внутренние пользователи.
- Внешние пользователи с прямым финансовым интересом.
- Внешние пользователи с непрямым (косвенным) финансовым интересом.
Бухгалтерская информация должна удовлетворить потребности всех видов пользователей.
Содержание
Внутренние пользователи
К внутренним пользователям бухгалтерского учета относится руководящий состав организации, ее администрация — это совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.
Пользователи этой группы нуждаются в информации, которая поможет им принять решения, контролировать и регулировать управленческую деятельность.
Внешние пользователи с прямым финансовым интересом
К этой группе относятся инвесторы, настоящие и потенциальные, банки, поставщики, покупатели, кредиторы. Им необходима информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности. На основании отчетности пользователи делают вывод о финансовом состоянии организации.
Внешние пользователи с непрямым (косвенным) финансовым интересом
К этим пользователям относятся налоговые органы, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды медицинского страхования, Росстат и прочие государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью организаций.
В настоящее время бухгалтерский учет подразделяется на три вида учета: управленческий, финансовый и налоговый.
Управленческий учет
- Управленческий учет не обязательно вести, но вряд ли хоть какое-то предприятие обходится без него: руководители могут даже не подозревать, что существует на свете управленческий учет и и в то же время требовать персонал составлять отчеты, графики с информацией, необходимой им для управления, а это и есть организация (пусть минимальная, начальная) управленческого учета.
- Цель ведения управленческого учета – обеспечение внутренних пользователей фирмы информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
- Правила организации управленческого учета формируются предприятием самостоятельно, исходя из целей и задач внутрифирменного управления.
- Основной внутренний документ, определяющий порядок ведения учета – учетная политика для управленческого учета.
- Основной объект учета и отчетности – структурные подразделения предприятия.
- Использование счетов и двойной записи возможно, но не обязательно.
- На основании управленческого учета составляется внутренняя (сегментарная) отчетность. Отчетность составляется по мере необходимости, исходя из потребностей руководителей и определяется принципом экономичности. Возможно составление прогнозных балансов.
Финансовый учет
- Финансовый учет должен вестись обязательно всеми экономическими субъектами, это указано в Федеральном законе “О бухгалтерском учете”.
- Цель ведения финансового учета – составление финансовых документов для внешних пользователей бухгалтерской информации.
- Основной документ, определяющий порядок ведения учета – учетная политика для финансового учета.
- Основной объект учета и отчетности — организация, как юридическое лицо.
- Использование счетов и двойной записи обязательно.
- Составление и сроки представления отчетности регулируется законодательно.
Налоговый учет
- Налоговый учет должен вестись обязательно всеми экономическими субъектами, в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
- Цель ведения налогового учета – контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.
- Основной документ, определяющий порядок ведения учета – учетная политика для налогового учета.
- Основной объект учета и отчетности — организация, как юридическое лицо.
- Использование счетов и двойной записи не предусмотрено.
- Отчетность составляется по мере окончания налогового периода.
Первичная база всех трех видов учетов одинакова, но каждый факт хозяйственной деятельности классифицируется и отражается по своему, в соответствии с требованиями данного вида учета.